Бурное развитие рекламных технологий подарило нам немало ярких неологизмов. Такие понятия, как брэнд, логистика или мерчендайзинг, сойдя со страниц учебников по маркетингу и рекламе, переместились сначала в профессиональную, а затем в повседневную речь. Очередному новому слову, также вышедшему из рекламной мастерской, его создатели прочат не менее широкое распространение. Слово это — тейпография. Термин «тейпография» ввела в обращение петербургская компания «Буборг», обозначая им процесс нанесения изображения на различные поверхности с помощью самоклеящейся пленки. Слово это составное и образовано из двух слов: английского слова «tape» — пленка и греческого слова «grapho» — писать. Полипленочная тейпография подразумевает нанесение изображения с помощью разноцветных пленок, нарезанных на плоттере и наклеенных на поверхность в определенной последовательности. Сам по себе способ декорирования с помощью пленок не нов и давно используется в наружной рекламе, но автомобильная тейпография имеет ряд отличий принципиального свойства. Это подготовка поверхности с помощью специально разработанного состава, применение в процессе нанесения специальных инструментов и использование пленок высочайшего качества. Также тейпография позволяет декорировать поверхность машины не пленками разных цветов, а пленкой нейтрального цвета, на которой заранее сделано изображение с помощью электростатической, струйной или шелкографической печати. То есть художник-тейпографист, в отличие от аэробрашера, совершенно не ограничен в сюжетах: любое изображение может быть отсканировано, напечатано на пленке и «положено» на автомобиль.
Вообще, сравнивая пленочное декорирование автомобиля с общеизвестной технологией нанесения изображения посредством аэрографа, можно найти массу выигрышных сторон тейпографии. Аэрография — это длительный и сложный процесс, в идеале требующий наличия профессиональной покрасочной камеры. Существенный недостаток аэрографии — его необратимость: вернуть автомобилю первоначальный вид после нанесения рисунка можно исключительно перекрашиванием всего корпуса или декорированного элемента, а пленка убирается за считанные минуты, не оставляя ни малейшего следа. Расценки на услуги художника-аэробрашера зачастую достигают нескольких тысяч долларов за один декорированный элемент кузова. В тейпографии разработка макета изображения в самом худшем случае обойдется в 100 условных единиц за квадратный метр, плюс до 30 у.е. будет стоить работа по адаптации согласованного рисунка к конкретному автомобилю. И самое главное — на оклейку автомобиля пленкой с «ног до головы» уходит в десятки раз меньше времени, чем на разрисовку одного лишь капота. Процесс аппликации занимает от 15 минут до 6 часов, в зависимости от сложности рельефа поверхности, в то время как аэробрашеру даже для нанесения несложного рисунка потребуется минимум несколько дней, а серьезная сюжетная работа займет не меньше месяца.
Существуют в тейпографии и свои творческие и технические особенности. Их, впрочем, лучше всего описывать на примере конкретного автомобиля. Одна из последних работ специалистов «Буборга» — Chevrolet Geo Storm GSi — может служить отличной иллюстрацией особенностей пленочной технологии. В отличие от аэрографии, в тейпографии существует четкая граница перехода цвета, а также возможность делать цвета максимально насыщенными и яркими. Кельтская маска, изображенная на капоте, узоры на боках и крышке багажника отлично контрастируют с цветом кузова Geo Storm. С помощью аэрографа добиться подобного эффекта было бы непросто. Кроме того, глаза маски выполнены из световозвращающей пленки. При попадании света на изображение, выполненное световозвращающими материалами, создается эффект свечения рисунка.
И все-таки в нашем мире нет ничего идеального. Минусы у тейпографии тоже имеются. О них хозяину декорированного пленкой автомобиля придется вспоминать всякий раз перед заездом на мойку. Чтобы не повредить пленку, необходимо соблюдать осторожность и просить мойщиков отнестись к рисункам на машине как можно внимательнее. В тейпографии используются исключительно пленки 3М, а это в настоящий момент пленки с самым долгим сроком жизни, стоящие несколько дороже, чем остальные, но обладающие на порядок лучшим качеством.
Гарантия на тейпографические изображения может длиться до пяти лет, а после покрытия специальным лаком они продержатся до 10 лет. Можно было бы дать и больше, но разве человек, ценящий индивидуальность и стиль, согласится так долго ездить на автомобиле с одним и тем же рисунком. Скорее всего, он предпочтет его поменять. Тем более что по затратам времени и финансов тейпография — самый быстрый и недорогой способ внешнего тюнинга автомобиля.
Добавлено (Сегодня, 16:09)
---------------------------------------------
Языки пламени, рвущиеся из-под капота… Фантастические животные, царапающие когтями полированную поверхность… Окна, из которых открывается вид на индустриальные пейзажи и неведомые миры… Нет, это не анонс нового блокбастера. Это искусство для тех, кому надоело одноцветные одинаковые автомобили, для тех, кто хочет выделяться из толпы и не боится привлекать к себе внимание. Имя ему – аэрография.
Часть первая. Историческая.
«Вы можете заказать автомобиль любого цвета, при условии, что этот цвет – черный», - сказал Генри Форд и оказался неправ. Люди не хотели и не хотят быть одинаковыми.
Аэрография зародилась в начале прошлого века, когда впервые на улицах Америки появились расписные Harley Davidson. Изначально рисунки наносились на корпуса гоночных машин: это были изображения трофеев, завоеванных данным автомобилем и специальные отметки о количестве побед в гонках. Потом аэрография плавно перекочевала на обычные автомобили. Это были двух-трехцветные изображения летящих птиц, бегущих лошадей, всего того, что символизировало неудержную мощь нового вида транспорта. Но настоящий бум на аэрографию пришелся на 60-70 гг. прошлого века. И по сей день американские автомобили тех лет выпуска считаются эталонами роскоши и красоты автомобильного дизайна. Роскошные автомобили и на них не менее роскошные рисунки: во времена сексуальной революции и повальной свободы каждый хотел донести до мира то, что его волновало.
Старушка Европа запоздало отреагировала на эту модную волну, а уж о Советском Союзе и говорить было нечего. Когда семена свободы начали только проникать в нашу страну, аэрография была излишеством: достаточно было иметь импортную машину, чтобы выделяться из большинства. Потом иномарки примелькались, и автолюбители начали искать другие способы для самовыражения. Все помнят фальшивые наклеенные дырки на капоте, кляксы на крыльях и забавных червячков, подмигивающих нам из багажника. Такая псевдоаэрография открыла дорогу настоящему искусству.
Современные технологии позволяют изобразить на автомобилях (да и не только на автомобилях) все, что душа пожелает. По-прежнему остаются актуальными растительный и животный мир, фантастические сюжеты и природные явления. Модным течением являются биоморфные рисунки, сочетающие в себе анимализм природного мира и высокотехнологичные шестеренки и схемы. Но, по большому счету, лишь фантазия владельца автомобиля и толщина его кошелька ограничивает возможности аэрографии.
Часть вторая. Техническая.
Аэрография – это искусство нанесения изображений на различные поверхности жидким или порошкообразным красителем при помощи сжатого воздуха. Инструментом художника является аэрограф. Объектом аэрографии может быть не только автомобиль, а любая гладкая поверхность (мотоцикл, компьютер, скейтборд, холодильник ).
Часть третья. Временная.
Процесс аэрографии условно можно разделить на пять этапов.
Добавлено (Сегодня, 16:10)
---------------------------------------------
1) Концептуальный.
Самый важный и емкий этап. Здесь нужно определиться с рисунком, которым владелец автомобиля желает украсить своего железного коня. Исключительной особенностью аэрографии является индивидуальность каждой работы. Тут учитывается и характер заказчика, и пропорции автомобиля или разрисовываемой детали, и стиль. Неправильно подобранный рисунок может «убить» автомобиль, превратить его из роскошного механического животного в неуклюжее и смешное существо. Обязательным условием является гармония цветовой гаммы с основным цветом автомобиля. Эскиз рисунка может быть как предоставлен заказчиком, так и разработан художником с учетом пожеланий хозяина машины. После выбора эскиза важно оценить, как рисунок будет смотреться на самом автомобиле. Для этого часто прибегают к компьютерному моделированию, накладывая на изображение автомобиля выбранный эскиз. И, наконец, рисунок утверждается.
2) Финансовый.
После утверждения эскиза определяется сложность работы и, в зависимости от этого, оценивается стоимость аэрографии.
3) Подготовительный.
После выбора рисунка и урегулирования денежных вопросов начинается подготовка автомобиля к нанесению рисунка. Детали, которым предстоит поменять свой облик, должны будут претерпеть некоторые изменения. Если на детали имеются дефекты (сколы, царапины, вмятины и т.д.), то их необходимо убрать при помощи рихтовки, шпатлевки, грунта и краски. Если же лакокрасочное покрытие не повреждено, то верхний слой лака обрабатывается при помощи специальной абразивной пасты или наждачной бумаги. Это необходимо для того, чтобы краска впоследствии лучше легла на деталь. Для правильного нанесения рисунка необходимо, чтобы поверхность была идеальной.
4) Нанесение рисунка.
На этом этапе происходит непосредственное нанесение рисунка при помощи аэрографа. Нужно быть готовым к тому, что окончательный рисунок может не полностью совпадать с эскизом, утвержденным на первоначальном этапе. Это зависит от технологии работы художника, от особенностей автомобиля. Важно помнить о том, что аэрография – это всегда эксклюзив.
Добавлено (Сегодня, 16:10)
---------------------------------------------
5) Заключительный.
Нанесенный рисунок покрывается лаком с соблюдением всех технологий окраски автомобиля. Лак защищает рисунок от повреждения и придает ему насыщенность и глубину. Окончательным штрихом становится полировка автомобиля.
В среднем, продолжительность работ занимает от 2-3 недель до месяца. Нужно быть готовым расстаться со своим автомобилем на этот период.
Часть четвертая. Финансовая.
Стоимость аэрографии разнится в зависимости от места нанесения рисунка, трудоемкости процесса и художника. Разброс цен от 250 до 7000-9000 долларов и более. Но аэрография сродни татуировкам: сделав одну, очень трудно остановиться
Часть пятая. Криминальная .
Аэрография – это не только способ самовыражения, но и отличное противоугонное средство. Редкий вор решится угнать машину, которая так привлекает внимание. А перекраска автомобиля (особенно, если это дорогое авто) может влететь угонщикам в копеечку. Дешевле угнать менее заметную машину. Кроме того, даже под слоем краски рисунок можно легко обнаружить.
Помимо криминального мира и восхищенных зрителей на улицах, таким необычным автомобилем может заинтересоваться и ГИБДД. Здесь важно помнить, что по закону ограничений по нанесению рисунков практически нет. Единственным исключением является имитация раскраски служебных автомобилей. Это значит, что нельзя на машину наносить характерные синие полосы, красные кресты и другие особые знаки, отличающие автомобили специальных служб. Кроме этого, нужно, чтобы нанесенный рисунок не перекрывал основной цвет автомобиля, то есть можно было бы однозначно сказать, какого он цвета.
Часть шестая. Надежная.
Основной причиной для беспокойства владельцев разрисованных машин, как мы видим, является далеко не угон, а любой механический ущерб, нанесенный любимцу и способный повлечь за собой повреждение рисунка. Чтобы таких проблем не возникало, существует такая услуга как страхование аэрографии. Организаций, работающих с таким видом риска, немного, но все-таки они есть. В Москве, например, за такой услугой можно обратиться в компанию «ИФТ – Страховой брокер».
Никто не застрахован от случайностей – это верно, но пусть уж лучше случайным будет ущерб, а возмещение ущерба – закономерным.